Как развивать ребенка в 1 месяц: советы молодым родителям

Появление в доме нового члена семьи – это всегда большая радость. В первые дни и недели молодые родители привыкают к малышу, рассматривают его, считают пальчики, учатся общаться с ним, ухаживают за деткой, заботясь о ее физическом здоровье.

Малышу 1 месяц

Современные мамочки знают: чем раньше начнёшь развивать малыша, тем сообразительней он будет. Многие начинают заботиться о психическом здоровье ещё тогда, когда малыш в утробе. Изучают литературу, смотрят специальные фильмы и передачи и точно знают, как развивать ребёнка в 1 месяц, в полгода и в год.

Самое ранее развитие даёт толчок к развитию у малыша важных психических процессов. Для того чтобы понять, как развивать новорождённого малыша, нужно знать, что он умеет в этом возрасте. В этот ранний период ребёнок находится во власти безусловных рефлексов: он ищет и сосёт грудь (бутылочку с соской), может ручкой захватить мамин палец, поворачивает головку к источнику света и звука, может фокусировать взгляд на ярком предмете.

Перед тем, как приступить к развитию малыша, не лишним будет ознакомиться с упражнениями, которые можно выполнять с малышом ежедневно. Они не занимают много времени и не отнимают силы у молодой мамочки. Итак, правила, которые подскажут, как развивать ребёнка в 1 месяц:

  • Копируйте мимику малыша: глядя на вас, он учится распознавать эмоции.
  • Стройте рожицы во время бодрствования малыша. При этом ваше лицо должно быть на расстоянии 20-30 см от глаз ребёнка.
  • Показывайте детке яркие предметы, проводя туда-сюда перед личиком, чтобы малыш следил за ними глазками.
  • Включайте в комнате различную музыку, регулируя её громкость и тональность: так развивается слух ребёнка.
  • Проводите массаж всего тела несколько раз в день.
  • Голого малыша выкладывайте на ткани с различной текстурой: так развиваются тактильные ощущения.
  • Для развития координации носите и качайте малыша в разных направлениях, выкладывайте на большой мяч (фитбол).

Рождение ребенка - своеобразный стресс для него самого. Природа вынуждает материнский организм отторгнуть кроху из своего нутра во внешнюю среду. Практический беспомощный, малыш вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни, базируясь на одних лишь рефлексах. Задача родителей - обеспечить ему условия для безопасной жизни и максимальный комфорт.

На эту адаптацию полностью уходит первый месяц жизни, на протяжении которого ребенок восстанавливает свои силы, привыкает ко внешнему миру и, конечно же, растет. Большую часть суток, до 20 часов, он спит, просыпаясь в основном, чтобы поесть. На этом этапе закладывается режим дня – основа основ, которая является залогом здоровья новорожденного и спокойствия его мамы. Здесь важно найти компромисс между естественными биоритмами членов семьи, а также стараться совершать базовые процедуры (прогулки, кормления, купания ) в одно и то же время.

Когда режим сна и бодрствования относительно установиться, родителям станет гораздо легче планировать свой собственный сон, досуг, а также домашние дела. Появиться и своеобразное нетерпение в ожидании первых проявлений эмоций, чувств и навыков. Желая стимулировать этот процесс, родители часто задаются вопросом: «Как развивать ребенка в 1 месяц?», поскольку, будучи людьми прогрессивными, они осведомлены о том, что начинать воспитание и развитие ребенка следует как можно раньше. Но дабы все усилия возымели эффект, следует знать, какие умения находятся в зоне ближайшего развития на данный момент, а также опираться на те навыки, которые малыш уже успел приобрести.

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Безусловно, не существует универсального списка умений и навыков месячного ребенка, ведь дети по определению не бывают универсальными. Кроме того, темп развития зависит от индивидуальных особенностей – темперамента, характера, состояния здоровья, а также от внешних факторов. Но все же некоторые закономерности развития можно выделить:

  • двигательные навыки – основаны преимущественно на рефлексах. Так, лежа на животе, новорожденный уже пытается повернуть головку в бок и совершать «ползающие движения»;
  • зрительные навыки – он уже в состоянии различать предметы, находящиеся на близком расстоянии, следить взглядом при их движении, щуриться на яркий свет;
  • слуховые навыки – ребенок отлично слышит и различает звуки, может проявлять некоторые предпочтения, например, успокаиваться под звуки музыки или маминого голоса;
  • сенсорная сфера – малыш реагирует на запахи и прикосновения. Так, например, энергичный массаж и гимнастика способны его взбодрить, а нежные поглаживания, наоборот, успокаивают и усыпляют.

Занятия с ребенком 1 месяца

Исходя из вышеописанного, можно сложить представление о том, какого рода упражнения и игры предпочтительны в этом возрасте, а именно – на развитие зрения, слуха и навыков осязания. Но все это будет целесообразно лишь в том случае, когда оно проводится в подходящий момент. Ребенок должен быть сыт, сух и бодр. Также не стоит чрезмерно усердствовать со временем занятий – начинать следует с 1-2 минут, постепенно доведя до 4-5. Следует помнить, что в процессе занятия родитель должен находиться вне зоны видимости, чтобы малыш не отвлекался.

Можно попробовать поиграть в следующие развивающие игры в 1 месяц жизни малыша:

  • «Мордашки» - на кружках картона рисует лица с разными эмоциями – улыбающиеся, грустные, сердитые и т.д. прикрепляем каждую из них на палочку. По очереди показываем каждую из них крохе на расстоянии полуметра от глаз. Дождавшись, пока он сфокусирует свой взгляд на предмете, начинаем водить игрушкой из стороны в сторону;
  • «Шумелка» - подбираем звучащие предметы – бубенчики, детские музыкальные инструменты, погремушки и демонстрируем ребенку. Задача игры – развить слуховую координация, чтобы малыш научился определят направление, откуда звук исходит;
  • «Болталки» - эмоциональные беседы с малышом, в которых будут варьироваться интонации. В качестве текстов отлично подойдут народные потешки, вроде «Ладушки-ладушки».

Развитие ребенка в первый месяц: Специальные упражнения

В возрасте десяти дней, ребенок уже может общаться с внешним миром. Полагаясь не только на рефлексы, но и на свои сенсоры. Большая часть детей в этом возрасте может свободно удерживать в поле зрения предмет, который двигается, например, яркую погремушку (размером около 10 сантиметров).

Поместив ее на уровне груди ребенка, который лежит на спине ребенка и, перемещая ее вправо-влево, малыш будет фиксировать игрушку взглядом. Это фокусирование взгляда продлится несколько секунд.

Впоследствии и ориентировочные зрительные реакции малыша становятся намного развитее. В трехнедельном возрасте может фиксировать взглядом не двигающиеся предметы разного размера.

В конце первого месяца ребенок может зрительно следить. Например, если Вы повторите манипуляции с яркой игрушкой, то увидите, как ребенок фиксирует взглядом игрушку и даже провожает ее глазами.

В возрасте одного месяца малыш может самостоятельно поднимать и удерживать головку, если его при этом положить на живот, на ровную поверхность. Некоторым деткам удается удерживать голову несколько десятков секунд.

Упражнения, которые направлены на интеллектуальное развитие ребенка.

  • Уложите малыша на живот в положение лежа. Опустите вашу руку на подбородок карапуза, а другой рукой дотрагивайтесь к стопам его ног. В ответ на эти действия малыш будет отталкиваться ножками, и продвигаться вперед.
  • Так же уложите малыша на живот. Руку одну положите карапузу под подбородок, а вторую под живот и осторожно подтягивайте малыша вперед. Он будет совершать ползающие движения.
  • Малыша поместите в вертикальном положении. Необходимо удерживать малыша на весу за бедра, так чтобы при этом держать баланс и не нарушать равновесие. Малыш будет пытаться самостоятельно держать вертикально голову и туловище.
  • Ребенка положите на спину, возьмите его за кисти рук и осторожно потяните на себя. При этом малыш будет стараться подтягиваться вперед за руками.
  • Живот малыша нужно обхватить и удерживать его на весу лицом вниз. Малыш должен поднимать голову.
  • Таким же образом удерживаете малыша на весу, только в положении наклонно-боковом (при этом обхватывая по очереди, правый и левый бока). Ребенок станет выпрямлять ножки и приподнимать голову.
  • Малыша поставьте на опору в положение вертикальное. В ответ на это ребенок станет выпрямлять туловище и ноги, поднимать голову. Если потянуть слегка вперед, то малыш сделает шаговое движение.

Любое из этих упражнений нужно повторять на протяжении трех-четырех минут, при этом терпеливо ждать ответную реакцию.

Занятие на зрительное восприятие

Поместите яркую игрушку, например, погремушку, шарик или кольцо перед глазами ребенка, на расстоянии около 80 см. над лицом. После нужно подождать, чтобы у ребенка взгляд задержался на игрушке. Затем можно начинать покачивать игрушкой то вправо, то влево. Упражнение должно длиться одну-две минуты, проводите его 1-2 раза за сутки.

Занятие чтобы правильно держать головку

Для того чтобы развить умение держать голову, возьмите маленький мячик и начните катать его возле малыша. Карапуз явно изъявит желание потянуться за мячиком и прослеживать за ним взглядом, из-за этого ему придется напрячь мышцы шеи.

Занятие для проверки слуховой активности малыша

Возьмите маленький колокольчик (высотой около 7 см.) Уложите малыша на спину. Держа колокольчик на вытянутой руке и негромко позванивая, делайте два-три колебательных движения и давайте звуку затихнуть. Вы увидите, что малыш сосредоточенно прислушивается к звукам, еще раз позвоните в колокольчик.

Перед тем как звонить, нужно дать звуку угаснуть. Колокольчик держите на расстоянии 50-70 см. над грудью малыша. После нужно привязать колокольчик к леске и перемещать его вправо (заглушив звук). На расстояние 90-100 см от центра переместите колокольчик, чуть–чуть позванивайте им.

Это будет вызывать у малыша поисковые движения глазок, он будет поворачивать голову в разные стороны. Так же нужно и перемещать колокольчик влево. Упражнения проводите два-три раза в день, в течение трех-четырех дней. После сделайте перерыв на неделю, и далее можно уже проводить занятие, и в два и в три месяца.

Занятие помогающее развивать психомоторику

Малышу в полтора месяца будет полезно упражнение для развития психомоторики. А точнее массаж, который необходимо делать только теплыми руками, с помощью детского крема.

Осторожными движениями массируйте малышу руки от кисти к плечу, после живот, туловище, спинку от шеи к ягодицам. Затем осторожно пощипывайте пальцами ягодицы, поглаживайте ножки, начиная движения от стопы. Необходимо растирать стопы малыша от пальцев к пятке и обратно.