Развитие и питание ребенка в 4-5 месяцев

Развитие ребенка в 4, 5 и 6 месяцев

В первые три месяца жизни самочувствие и настроение ребенка сильно зависят от особенностей пищеварительной системы: в этот период многие малыши страдают от коликов и других нарушений пищеварения, так как их желудочно-кишечный тракт еще недостаточно окреп. Но с четвертого месяца начинается новый этап в развитии ребенка, когда он проявляет больше интереса к окружающему миру. Родители замечают, что к этому моменту малыш становится более спокойным, а его поведение и эмоции приобретают осмысленность.

Развитие ребенка в 4, 5 и 6 месяцев

Каким должен быть и что должен уметь ребенок в 4–5 месяцев

Одной из важных особенностей развития ребенка в 4 месяца является изменение окружности головы. У новорожденного окружность головы заметно превышает окружность груди. К концу 4 месяца это соотношение изменяется: длина окружности головы и груди становится примерно одинаковой. Величина окружности грудной клетки является важным показателем развития ребенка в 4 месяца: если она увеличивается и по обхвату достигает или несколько «обгоняет» окружность головы, это свидетельствует о нормальном физическом развитии малыша.

В 4 месяца здоровый ребенок должен уметь приподнимать голову, лежа на животе, а также свободно поворачивать ее, если что-то привлекает его внимание. Лежа на спине, малыш поднимает руки и ноги, играет с ними. Главным органом познания, задействованным в процессе развития ребенка в 4–5 месяцев, является рот: любые удобные для захватывания предметы и игрушки он стремится «попробовать на вкус».

Время бодрствования четырехмесячного ребенка достигает полутора часов. Около 15–20 минут малыш способен находиться один, развлекаясь с помощью подвешенных над кроваткой игрушек. Однако большую часть времени он требует внимания взрослых. Ребенок активно гулит, узнает лица и голоса родителей, а также хорошо реагирует на интонации: положительные эмоции при общении с близкими радуют и успокаивают его, а сердитый или резкий возглас может легко напугать. Четырехмесячный малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи, а также начинает проявлять личные предпочтения – у него появляются любимые игрушки. Игрушки для пятимесячного ребенка можно не только подвешивать над кроваткой, но и класть рядом. Малыш будет пытаться захватывать их, стремясь испытать новые тактильные ощущения.

Основной упор в этот период необходимо делать на укрепление мышц с помощью гимнастических упражнений. На четвертом месяце ребенок обычно пытается перевернуться на бок, но его движения пока тренировочные. К началу пятого месяца многие дети умеют самостоятельно переворачиваться на бок, лежа на животе, а затем учатся поворачиваться на бок и на живот из положения лежа на спине.

В развитии ребенка в 5 месяцев наступает непростой период – прорезывание первого зуба. Уже за несколько недель до этого события малыш может стать беспокойным и капризным, так как будет испытывать неприятные болезненные ощущения в области десен.

К началу пятого месяца некоторые дети уже пытаются сидеть, но только опираясь на вытянутые вперед руки. Также в этот период повышается двигательная активность ребенка: поворачиваясь, он способен самостоятельно перемещаться в кроватке, чтобы дотянуться до расположенных на небольшом расстоянии игрушек.

Развитие ребенка в 4–5 месяцев

Вот и 4 месяц жизни малыша на исходе. Скоро ему исполнится 5 месяцев.

Ваш 4-х месячный ребенок уже привык к определенному укладу жизни, Вы вместе выработали свой режим. Например, уже существует устоявшийся ритуал подготовки ко сну, который может включать в себя обязательную ванну или сказку на ночь. Это может помочь Вам решить проблему с засыпанием.

А что? Это хорошая идея, чтобы последовательно, размеренно готовить вашего ребенка ко сну. Например, как в следующем примере: принять ванну, покормить малыша, одеть его в пижамку, прочитать ему книжечку, спеть колыбельную или включить какую-нибудь спокойную музыку, а затем положить его в кроватку. Привычная последовательность действий дает вам и вашему ребенку достаточно времени, чтобы успокоиться и настроится на ночной спокойный сон. Вы можете разделить занятия и привлечь к этому папу. Например, Вы купаете малыша, а отец читает ему сказку на ночь и так далее. Или, чтобы дать вам обоим регулярный перерыв, попробуйте привлечь к укладыванию ребенка еще кого-нибудь из родственников. И пусть этот человек будет ответственным за укладывание малыша :)

4-х месячный ребенок. Стремительное физическое развитие

В настоящее время физическое развитие вашего ребенка проходит быстро и стремительно. Лежа на спине, он будет поднимать голову и плечи, как только Вы протянете к нему руки, чтобы поднять его. Если положить малыша на живот, он будет вытягивать руки и ноги, а также изгибать дугой спину. Это хорошее упражнение для укрепления мышц шеи, и это поможет малышу развивать способность крепко держать голову, что понадобиться ему при сидении.

Когда вы раньше (буквально, несколько недель назад) поднимали ребенка в сидячее положение, его голова отставала от рук и плеч. Теперь малыш может предвидеть направление, когда Вы его тянете, и голова будет следовать прямо с остальной частью тела. Более того, позвоночник малыша выпрямляется, что позволяет ему начать сидеть без поддержки, а это освобождает руки для исследований, и ребенок может поворачиваться для достижения желаемого объекта.

Как только спина и мышцы шеи станут достаточно сильными, чтобы удержаться в вертикальном положении и, если расположить ноги так, чтоб малыш не опрокинуться, то он готов будет к тому, чтобы сидеть самостоятельно. Это всего лишь вопрос времени. А потом он пойдет дальше к другим этапам развития: ползать, стоять и ходить. Но если пока он не может занять положение сидя , без вашей помощи, вы можете поддерживать его, расположив в углу дивана или на своих коленях, чтобы стимулировать малыша.

Ребенок 4 месяца и 4 недели. Добавление новых звуков

Ба ба ба ба ба ба. Малыш добавляет всё новые звуки в свой репертуар, и иногда это может звучать как заевшая пластинка. 4-х месячный ребенок бывает настолько очарован обретенной способность, что застревает на одном звуке продолжительное время. Это нормально - дети, как правило, упорно осваивают один навык, прежде чем перейти к осваиванию следующего.

Слушание же одного и того же звука, снова и снова, может ужасно раздражать. Но наберитесь терпения - это своеобразная подготовка к бесконечным зачем и почему , которые вы будете слышать от вашего ребенка достаточно скоро.

Ребенок также может пристально смотреть на Ваш рот, когда вы говорите, и будет стараться подражать движениям губ, когда Вы произносите согласные звуки, например, такие как м и б

Развитие ребенка в 5–6 месяцев

К концу пятого месяца наиболее важной познавательной деятельностью ребенка является хватание. Он уже умеет брать, притягивать к себе и удерживать интересующие предметы, причем способен хватать их одной рукой, а не двумя, как в 4 месяца. Для полноценного развития ребенку в 5 месяцев необходимо предлагать как можно больше разнообразных предметов, отличающихся текстурой и формой – он будет активно исследовать их. Также пятимесячный малыш может неотрывно следить за каким-либо предметом около 10–15 минут, самостоятельно выбирая объекты.

В 5 месяцев можно обучать ребенка ползанию. Для этого перед лежащим на животе ребенком необходимо положить любимые игрушки: он попытается дотянуться до них. Родителям нужно всячески стимулировать любые попытки малыша сделать какое-либо новое движение.

Речевое развитие ребенка в 5 месяцев становится более активным: малыш все чаще и дольше лепечет, тренируя свой речевой аппарат и подготавливая его к осмысленному произношению звуков. Одним из признаков нормального развития ребенка в 5–6 месяцев является его способность реагировать на издаваемые вблизи звуки. Но сам он пока способен только неосознанно складывать звуки в простые слоги.

Важным этапом в развитии ребенка в 5 месяцев является формирование особенного отношения к посторонним людям. В этом возрасте малыш умеет не просто узнавать близких, но и воспринимать лицо человека в целом, поэтому у него просыпается интерес ко всем находящимся вблизи людям. Вместе с тем пятимесячный ребенок проявляет настороженность по отношению к чужакам, и это является огромным шагом в его социальном развитии.

Шестимесячный малыш начинает внимательно вслушиваться в речь, а также продолжает исследовать окружающий мир с помощью тактильных контактов. Поэтому для полноценного развития ребенка в 6 месяцев очень важно совмещать манипуляции с предметами и речевое общение. Теперь родителям во время игр с малышом нужно обязательно проговаривать названия предметов и игрушек. Вскоре можно заметить, что он быстро учится находить взглядом называемые объекты. Шестимесячный ребенок по-прежнему лепечет, используя ограниченное количество звуков, однако он уже начинает делать попытки осознанной речи, то есть имитировать некоторые звуки.

Примечательной особенностью развития ребенка в 6 месяцев является стремление к повторениям. Ребенок может повторять одни и те же действия по многу раз: бросать и подбирать игрушки, стучать ими друг о друга, закрывать и открывать коробки, класть в них предметы. Так он делает первые попытки понимания связей между действиями, предметами и явлениями.

Большинство детей в 6 месяцев могут вставать, держась за опору. Также многие малыши в этом возрасте стараются ползать, опираясь на руки и отталкиваясь ножками. Шестимесячный ребенок может сидеть с опорой на подушку. Однако следует помнить, что физическое развитие детей до года очень индивидуально: одни дети умеют сидеть уже в полгода, а другие начинают садиться, уверенно держа головку, только в 8 месяцев. Признаки задержки развития в 6 месяцев другие. Родителям следует беспокоиться, если ребенок не может взять в руку игрушку или не реагирует на звуки, а также самостоятельно не просится на руки.

Питание ребенка 4 5 месяцев

Питание ребенка 4 5 месяцев

Количество кормлений. Питание 4 5 месяцев для здоровых младенцев, которые хорошо развиваются, можно сохранить 5 кормлений в день. Правда, некоторые из малышей сами отказываются от пищи, что вызывает непонимание и даже тревогу матерей. Попытки силой сохранить 5-разовое питание, будить ребенка ночью и давать ему бутылочку с молоком во время сна я считаю ошибкой.

Слабым детям, которые родились недоношенными. или истощенным и тем, выздоравливающих после болезни, можно давать есть 6 раз в день, как и раньше.

Рацион состоит из 150-170 мл на каждое кормление с 5 раз, или по 200 мл при 4-разовом питании.

Кормление. Утром ребенку дают 200 мл сухого молока в концентрации 12,5% -13,5% плюс 3-5% сахара. В этом возрасте можно разнообразить пищу всевозможными мучными препаратами, даваемые в молоке, почти все они имеют одинаковую питательную ценность; родителям просто нужно учитывать то, как ребенок воспринимает тот или иной препарат и который ему больше по вкусу; не последнее место в питании маленького ребенка играют материальные возможности семьи.

Дети, склонные к поносам, должны, как и раньше, употреблять молоко на рисовой отваре, и, наоборот, малыши, страдающих запорами, получают молоко с овсяными хлопьями или кукурузным крахмалом (3%). Когда-то наши бабушки давали детям молоко с поджаренной мукой, теперь это блюдо предлагают лишь тогда, когда младенцы не хотят есть ничего другого. Можно также использовать мучные изделия с примесями овощных порошков, если таковые имеются в продаже.

Примерно в 10-10.30 утра ребенку дают фруктовый сок (зимой апельсиновый, а летом -то, что есть в наличии). Мы не рекомендуем давать детям смесь из разных соков. На обед можно скормить овощное пюре, приготовленное из моркови или картофеля. К пюре можно вообще добавлять 50-60 г молока кипяченого, или 2 ложечки сухого. Некоторые дети любят пюре с лимонным соком или подслащенное, без добавления соли.

С биологической стороны растительные жиры (подсолнечное или кукурузное масло) соответствуют физиологическим потребностям младенцев, но в некоторых из них они вызывают смягчение стула кишечника. Поэтому эти продукты следует вводить в рацион ребенка осторожно, начиная с нескольких капель и постепенно увеличивая до 1-2 ложечек свежего, хорошо очищенного растительного жира (масла).

В овощное пюре можно добавлять, начиная с 5-го месяца:

  • или 1-3 ложечки куриного мяса (отварного и хорошо протертого), куриной печени (домашней птицы), отварной говядины;
  • или 1/ 2 крутого желтка, хорошо растертого и смешанного с пюре.

Сначала это «пюре» фактически является супом из некоторых протертых овощей; постепенно он сгущается, поскольку протирают все большее количество овощей и обогащают сливочным маслом или маслом. Пока суп жидкий, его можно давать ложечкой, или, в крайнем случае, через соску с большим отверстием, -как ребенку удобнее.

Если ребенок отказывается от супа, овощного пюре или от фруктов (вообще от любого нового блюда), не следует настаивать и принуждать это блюдо есть. Лучше кормить его тем, к чему он привык и ест охотно. Через 1-2 недели надо попытаться осторожно дать 1-2 ложечки супа перед тем, как кормить привычным для ребенка молоком.

Если ребенок склонен к полноте, рекомендуем во время кормления в 16.00 давать тертое яблоко с небольшим количеством толченых сухарей или бисквитов, запаренный и размоченных в сладком чае и обогащенных мягким сыром. Если ребенок отказывается от фруктового пюре, ему надо дать бутылочку молока.

Вечером, примерно в 20-часов, скармливают жидкий мучной отвар на молоке с сахаром (5%). Многие из матерей предпочитают манную кашу, и дети едят ее весьма охотно. Все же мы напоминаем, что до 6-месячного возраста манную кашу давать не желательно.

Если ребенок склонен к полноте, следует избегать мучных препаратов, ведь они способствуют ожирению (толстые грудные дети становятся плотную взрослыми).

Естественное питание. Если в этом возрасте ребенка еще кормят грудью, то надо сохранить 5-разовый режим питания, из них трижды в день давать грудь. Питание дополняется овощным супчиком в обед, фруктовым соком и тертым яблоком или молочной кашей в 16-часов